Аутсорсинг. Делайте только то, что делаете лучше всех.

 

Организация Ц сложный организм.

Любое коммерческое предприятие ставит своей целью получение прибыли, которая является основой для расширения бизнеса, для научно-технического прогресса, социального развития и т.д. Безприбыльная деятельность подразумевает бессмысленность функционирования предприятия. В свою очередь получение прибыли организацией, функционирующей в условиях новой экономики является результатом синергетического эффекта взаимодействия систем, составляющих организацию и находящихся вне ее.

Современная коммерческая организация Ц в большинстве своем это неодносложный организм, состоящий из ряда систем: система Ц маркетинг; система Ц производство; система Ц информация; система Ц реализация; система Ц логистика; система Ц качество; система Ц персонал и др. Вне организации находятся системы, так-же непосредственно влияющие на ее функционирование: система Ц клиенты; система Ц конкуренты; система Ц гос. органы управления и контроля; система Ц потенциальные инвесторы и др. Состояние организма определяется:

1.                  Состоянием каждой системы.

2.                  Результативностью взаимодействия систем друг с другом.

В свою очередь, каждую систему, входящую в организацию определяют так называемые бизнесс-процессы. Процессы одной системы являются взаимосвязаными и зависимыми друг от друга, а нередко и от процесов другой. Именно бизнесс-процессы и их сложные взаимосвязи являются предметом обсуждения этого материала.

 

Краткая история Аутсорсинга.

лФеномен ХХ века╗ - так некоторые бизнесмены называют явление лаутсорсинг╗. лHarvard Business Review╗ назвал его величайшим открытием бизнеса последних десятилетий. аИ, полагаю, не безосновательно. Достаточно привести статистические данные, что бы убедиться в этом. Журнал лFortune╗ утверждает, что как минимум 90% современных предприятий пользуются аутсорсингом для реализации хотя бы одного бизнесс-процесса. Динамика роста расходов на аутсорсинг определяется графиком:

 

Следующий график представляет динамику развития масштаба рынка. Согласно санализа рынка, среднегодовой рост мирового рынка аутсорсинга составляет порядка 91%.

Не смотря на такие лестные эпитетыа и мысштабы развития аутсорсинга, как не странно, в нашей стране об этом говорят немного.

Так что же это за технология упраления предприятием?

Аутсорсинг (outsourcin: лoutside╗ - внешний, сторонний; лresourcing╗ - помогающий) Ц это целенаправленное выделение некоторых бизнесс-процессов (или даже систем) и дилигированиеа их реализации стороннему исполнителю. Логично определить выделяемые бизнесс-процессы как те, которые организация реализует с наименьшим профессионализмом.

Примерно такой подход управления предприятием предложил порядка 80 лет назада Генри Форд: лЕсли есть что-то, что у нас не получается делать лучше и дешевле чем у наших конкурентов, то нет смысла это делать; мы должны эту работу передать тем, кто ее выполнить с заведомо лучшим результатом╗.

Сложно что-то определенное сказать об истории происхождения аутсорсинга как методики управления предприятием. Согласно некоторым источникам, возникновение аутсорсинга датируют 70-ыми годами и связывают с автомобильным бизнесом. Объяснить это можно достаточно просто:

з               Технологически сложный процесс производства автомобиля;

з               Высокая стоимость перестройки производственных линий;

з               Возрастающая конкуренция на международном автомобильном рынке;

з               Процессы глобализация экономики;

з               Возрастание требований к качеству продукта.

Другие полагают, что аутсорсинг возник в среде юридических фирм, функционирующих в странах, законодательство которых основано на прецедентном праве. Необъятность предмета, популярность судебного способа разрешения деловых споров, необходимость высокой квалификации и специализации, желательность привлечения специалистов, ранее выигравших похожее дело, создавали почву для появления независимых юридических компаний. Расширяя спектр услуг, они стали консалтинговыми, а затем и аутсорсинговыми.

Старейшая специализированная IT-аутсорсинговая компания EDS организована в 1962 году в Далласе. Первоначально фирма централизованно подводила балансы для нескольких банков, арендуя ночное время на мэйнфреймах (больших ЭВМ). Но когда EDS принесла General Motors годовую экономию в 44% (больше 4 млрд. долларов), взяв на себя сопровождение всех информационных потоков этой огромной корпорации, стало ясно, что EDS стоит у истоков нового многообещающего бизнеса.

Несмотря на свою самостоятельность, методика лаутсорсинг╗ является логическим дополнением ряда современных концепций управления. Принцып лопредели лучшего исполнителя и дилигируй ему полномочия╗ как нельзя гармонично вписывается в концепции TQM, Lean management, BPR и др. Именно ставка на наилучший не только финансовый, но и качественный результат (перфекционализм качества) позволяют аутсорсингу как нельзя лучшим образом гармонировать с законами новой экономики.

Это касательно теории. На практике аутсорсинг давно вышел за свои первоначальные рамки. И не только в географическом смысле. лАмериканская╗ технология сегодня стала не просто актуальной методикой управления, а отдельным сектором бизнеса Ц самостоятельным и, судя по масштабам развития, прибыльным.

Существование замкнутых предприятий (инсорсинговых) в современной действительности в большинстве случаев экономически не обоснованно и влечет за собой снижение конкурентноспособности. Действительно, организм таких предприятий переполнен усложненными бизнес-системами с огромным количеством процессов. Управление таким организмом Ц достаточно сложная, а нередко, невыполнимая задача.

Широкое распростронение аутсорсинга можно обяснить с точки зрения классической теории микро-экономики. Разделение труда является важным принципом эффективно организованной экономической системы. Использование изученных средств производства, владение вопросами поставки и обработки сырья, специальные навыки и опыт персонала и т.д. позволяют предприятиям благодаря концентрации только на определенных, отработанных бизнесс-процессах достигать конкурентного преимущества, покупая часть бизнесс-процессов у аутсорсинговых фирм.

С другой стороны, маштабы развития аутсорсинга можно объяснить стремлением к минимизации расходования финансового капитала на вспомагательные потребности. Естественным образом эволюционирующая технология аутсорсинга сегодня позволяет зарабатывать не путем создания производственных единиц (с соответствующими этому процессу дополнительными затратами), а путем объединения в систему уже действующих предприятий.

 

Производить или делигировать?

Такой вопрос чаще всего возникает в случае, когда производитель начинает понимать, что ему необходимо ввести в производственную деятельность тот или иной процесс. Или же тогда, когда становится очевидно, что некоторое подразделение предприятия не справляется со своими обязанностями. Постоянно трансформирующийся рынок заставляет руководителя задаваться вопросом о целесообразности делигировании некоторых процессов стороннему подрядчику. Производить собственными силами или покупать результат бизнесс-процесса у аутсорсинговой фирмы? Верный ответа будет продиктован с точки зрения экономической выгоды Ц аутсорсинг должен снизить стоимость при условии улучшения качества бизнесс-процесса. Основаниями для принятия решения о заключении договора с аутсорсинговой фирмой могут быть:

з               Более высокое качество выполнения бизнесс-процесса аутсорсером блягодаря его специализации в данной области деятельности.

з               Делигируемый бизнесс-процесс не является стратегически-важным для предприятия.

з               Делигируемый бизнесс-процесс относится к разряду вспомогательных. Его передача позволит предприятию производить более важные стратегические процессы.

з               Заключение договора с аутсорсинговой фирмой позволит сконцентрировать финансы на более важных бизнесс-процессах.

з               Более выгодные затратные структуры аутсорсинговой фирмы (это моржет быть связано с более удобным местом расположения, болеее выгодными логистическими процессами, более современным теххнологическим оснащением и т.д.).

з               Высокая гибкость систем поставщика, а, следовательно, более быстрая реакция на колебания рынка.

И т.д.

 

Аутсорсинг в светлых тонах.

Как уже указывалось выше, основная цель аутсорсинга Ц снижение затрат при условии улучшения качества. Такой эффект является результатом взаимодополнения следующих составляющих:

Снижение издержек свзязанных с созданием и обслуживанием рабочих мест.

з               Существуют гарантии того, что процессы будут произведены заведомо качественно, т.к. этим займется группа профессионалов аутсортинговой фирмы, которые специализируются на данной области и имеют богатый опыт выполнения подобных операция для сторонних организаций различного профиля деятельности.

з               Возможность пользоваться консультациями экспертов аутсортинговых компаний, трудоустройство которых было бы для предприятия дорогостоящим. Договор с аутсорсинговой фирмой Ц это значительно дешевле, чем трудовой контракт с профессионалом. От имени аутсорсера выступает группа профессионалов, которая в большинстве случаев принимает коллегиальные решения по важным производственным вопросам.

з               Практически полностью ликвидируется зависимость от объективных и необъективных причин замедления или приостановки бизнесс-процессов (например, по причине болезни ключевого сотрудника, внутрифирменного психологического конфликта и т.д.).

з               Делигирование вспомагательных процессов позволяет менеджерам концентрироваться на основной деятельности.

з               Аутсорсинг позволяет повысить эффективность управления предприятием в условиях изменений внешней среды. Это преимущество особенно ощутимо в случаях часто меняющейся правовой базы.

з               В предприятии инсорсингового типа должна сохраняться постоянная техническая и трудовая мощность независимо от ее загруженности, при получении комплектующих со стороны (переменные) затраты возникают в зависимости от степени использования мощностей.

з               Аутсорсинг в некотором роде позволяет частично перенаправлять инвестиционный капитал в сторону стратегически-важных направлений деятельности предприятия. Предприятие перестает инвестировать средства в инфраситруктуру, оплачивая только услуги аутсорсинговой фирмы.

з               Аутсорсеры предлагают предприятию, не только производство идентичного бизнесс-процесса, но и сопровождают эту деятельность сервисными услугами. Это действительно важное преимущество, особенно если учесть тот факт, что сегодня производители продают не товар, а услуги, сввязанные с этим товаром. Чистый продукт, также как и чистая услуга в современной экономике уже не могут быть основанием для удовлетворения потребностей потребителя. Покупая таблетки от головной боли, именно их, как нестранно, мы получаем практически в подарок. Платим же за исследования, упаковку, рекламу, сервис.

 

Аутсорсинг в темных тонах.

Как упоминалось в 1 части материала, к анализу того или иного явления всегда стоит подходить с разных сторон. Именно объективный взгляд позволит руководителю принять верное решение. К примеру, добиться снижения целого ряда издержек предприятия возможно путем делигирования некоторых процессов аутсорсеру. Однако при этом, несомненно, возрастут транзакционные издержки. Также к возможным проблемам относятся следующие:

з               Делигирование некоторых бизнесс-процессов усложняет логистические стыковки между внутренними системами предприятия, и системами аутсорсинговой фирмы. Именно места стыковок могут являтся источниками проблем (сбои).

з               Увеличивается доля транзакционных издержек.

з               Если предприятие располагает собственными современными решениями в области той производственной деятельности, которая будет делигирована аутсорсеру, то ему передается и ноу-хау. Не исключена возможность утечки информации.

з               Заключение договора с аутсорсинговой фирмой влияет, в том числе, и на социальные сферы. В случае если делегируемыми бизнесс-процессами предприятие занималось, неизбежно сокращение персонала или передача персонала другому предприятию.

 

Область применения аутсорсинга.

Принципиально аутсорсинг можно применять в любых производственных или сервисных видах деятельности. В своем пределе, фирма, пользующуяся услугами аутсорсинга может стремиться к так называемому пустотелому предприятию. То есть все процессы будут реализовываться подрядчиками. Однако есть существенная разница между аутсорсинговым предприятием и фирмой пустотелой. Отличительной чертой организации, пользующейся аутсорсинговыми услугами, является то, что стратегически важные бизнесс-процессы (позволяющие достигать конкурентного преимущества) выполняются непосредственно ей.а

Говоря об области применения аутсорсинга, следует начать с процессов IT-систем, как наиболее часто передаваемых аутсорсерам. Аналитики из американской исследовательской фирмы IDC ведут постоянный мониторинг, насколько удовлетворяет руководящий персонал корпораций-заказчиков качество и экономический эффект от привлечения IT-аутсорсеров. В числе интервьюируемых - менеджеры крупных компаний, заключающих аутсорсинговые контракты на суммы от 100 млн. до 4 млрд. долларов в год. Характерная продолжительность контрактов - 5-10 лет. Практически все опрошенные констатируют снижение расходов при делигировании IT-процессов фирмам подрядчикам. Основная причина привлечения аутсорсеров, по утверждению высшего руководства компаний-заказчиков, - их технические возможности и квалификация персонала.

 

 

Представлю только некоторые, наиболее широко распространенные области применения аутсорсинга:

з               IT-технологии и комплексные информационные услуги (сети, базы данных, интернет-провайдинг и хостинг и т.д.);

з               Бухгалтерские услуги и аудит;

з               Управление проектами в области контролинга;

з               Управление качеством;

з               Управление процессами реструктуризации;

з               Управленческий консалтинг;

з               Управление персоналом (консалтинг, учет, рекрутинг);

з               Делопроизводство;

з               Юридическое обеспечение;

з               Логистика.

 

Аутсорсинг без границ.

Несколько примеров из практики. Корпорация Xerox, является лидером не только на рынке производителей копировальной техники. В портфеле услуг компании есть пакет предложений в области аутсорсинга, связанных с непосредственной базовой деятельностью Xerox. Представляя некоторые элементы этого пакета, хотел бы обратить внимание на тот факт, что поле деятельности для аутсорсинга практическиа неограничено. Условие одно Ц быть профессионалом в данной области. Итак, Xerox Business Services предлагает в 33 странах Европы среди прочих следующие услуги:

з               DocuCare Ц Сотрудник компании будет работать в Вашем офисе по устранению всех неполадок оборудования фирмы, замене катриджей, настройке аппаратуры и т.д.). Цель данной услугиа - избавление клиента от всех хлопот, связанных с эксплуатацией оборудования Xerox;

з               Document Direct Ц возможность электронной пересылки и печати документов в определенном клиентом месте;

з               Language Technology Centre Ц перевод документов, производимых в большом количестве;

з               Document Imaging Ц сканирование, индексирование и хранение документов; управление документами.

Достаточно интересным мне показался опыт польского АО лSwiat Biura╗, рыботающего на рынке офисного оборудования и принадлежностей более 11 лет. Фирма пользуется аутсорсинговыми услугами в области бухгалтерии, транспорта, IT-технологий. Согласно статистике предприятия, делигирование этих процессов сторонним подрядчикам позволило фирме достичь экономии порядка 15%.

Немецкий производитель комуникационного оборудования Siemens подписал 3-х летний аутсорсинговый договор с фирмой Flextronic на производство 33 млн. мобильных телефонов. Siemens полагает, что этот шаг наряду с увеличением собственных производственных мощностей поможет фирме войти в тройку лидеров данного рынка.

Компания Hewlett-Packard в 2001 году заключила аутсорсинговое соглашение с Nokia. Соглашение предусматривает увеличение объема сервисных услуг еще на 75 млн. долларов, а также переподчинение 84 специалистов в рамках аутсорсинга. Общая сумма соглашения, рассчитанного на три года, - порядка 260 млн. долларов.

В автомобильной промышленностиа такие корпорации как Toyota, Honda, Chrysler порядка 70% процессов делигируют сторонним подрядчикам.

Согласно рапорту лГод 2010: проектирование фирмы будущего╗ (Economist Intelligence Unit & Andersen Consulting), аутсортинг будет пользоваться все большей популярностью. Ожидается, что его развитие будет наиболее интенсивным в области телекоммуникаций, где в ближайшие годы им будут пользоваться 62% предприятий и в области информатики Ц 58%.

В заключение несколько слов о ситуации с аутсорсингом в Республике Беларусь. Совершенно понятно, что, несмотря на крайне редкое использование термина аутсорсинг, большинство более-менее лпродвинутых╗ предприятий хорошо знакомы с технологиями покупки бизнес-процессов у сторонних производителей. Примеров предостаточно. Практически в каждой упомянутой в статье отрасли найдутся как предприятия-клиенты, так и аутсорсеры. К сожалению, экономическое состояние республики ограничивает первых. Хотя с другой стороны, без работы не простаивают фирмы, оказывающие услуги аутсорсинга. Объясняется это просто. Благодаря различному экономическому уровню, даже не самое преуспевающее, к примеру,а российское предприятие может испытать себя в приятной роли богатого заказчикаа белорусского аутсорсера. Общеизвестно, что размеры заработных плат экспертов, работающих в бизнесе в Минске и в Москве, отличаются примерно в 5-10 раз. Внутренний рынок нашей республики также достаточно ограничен. Такие компании, как "Мебиус", "Галактика", IBM, SAP, широко используют квалифицированных белорусских программистов для решения своих задач. Естественно, кроме россиян, благоприятную почву для аутсорсинга в Республике Беларусь нашли и куда более денежные заказчики. Мои старания найти аутсорсинговую компанию в чистом виде окончились неудачей. Остается надеятся, что придет время, когда рынок аутсорсинговых услуг в нашей стране станет развиваться динамично.

 

 

Колесников С.Ю.

Заместитель директора КА лКВАДРАТ╗

 

Продолжение в следующем номере.

 

Hosted by uCoz